Если вам нравится выбираться за город, исследовать дикие уголки природы и забывать про городской шум, наверняка не раз задумывались о том, как выбрать автомобиль, который выдержит путешествия по бездорожью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Обычная легковушка тут не подойдет, а внедорожник – тоже не всегда идеальный вариант. В этой статье я расскажу, на что обратить внимание, чтобы ваше авто помогло вам покорять любые тропы и поверхности, а путешествие было максимально комфортным и безопасным.
Что значит авто для бездорожья?
Начнем с самого основного — что вообще подразумевается под «авто для бездорожья»? Это машины, которые способны проехать там, где дороги отсутствуют или в плохом состоянии: грязь, песок, снег, камни, овраги и прочие природные препятствия. Такие автомобили должны обладать не только мощностью и проходимостью, но и надежностью, устойчивостью и возможностью быстрого ремонта в походных условиях.
Не стоит путать внедорожник с просто большим авто. Внедорожник — это техническое решение, позволяющее машине легко «выбиратьсь» из сложной ситуации на дороге, а большая машина на асфальте просто покажется громоздкой, но в сложных условиях может не справиться.
Какие бывают типы внедорожников?
Для начала важно разобраться, какие типы внедорожников существуют и чем они отличаются. Вот основные категории:
Тип внедорожника | Описание | Где лучше использовать |
---|---|---|
Кроссоверы | Легковушки с увеличенным клиренсом, часто с системой полного привода, но слабой проходимостью. | Городские дороги, легкое бездорожье, грунтовки. |
Полноразмерные внедорожники | Масштабные, массивные машины с прочной рамой, высоким клиренсом и хорошими внедорожными характеристиками. | Глубокое бездорожье, горы, лесные чащи. |
Пикапы с полным приводом | Грузовые машины с крепким шасси, хорошим запасом мощности и возможностью перевозить грузы. | Тяжелое бездорожье, экспедиции с инвентарем и снаряжением. |
Специализированные внедорожники | Усиленные версии с блокировками дифференциалов, лебедками и другими дополнениями для сложных условий. | Маршруты с экстримальными препятствиями. |
Как видите, для каждого вида бездорожья — свой вариант. Выбирая машину для поездок по дикой природе, сразу думайте, какие именно условия вы встретите чаще всего.
На что обращать внимание при выборе внедорожника
Теперь, когда мы немного поняли, с чем предстоит иметь дело, пора поговорить о факторах, которые действительно важны. Выбирать авто бездумно, полагаясь только на внешний вид или бренд – большая ошибка. В путешествиях по бездорожью каждый нюанс имеет значение.
1. Привод и трансмиссия
Первое, что стоит проверить — это тип привода. Полный привод (4х4) — практически обязательное условие для бездорожья. Также обратите внимание на наличие блокировок дифференциалов, которые помогают тяге достигать каждого колеса независимо. Особенно нужны они, если хотите уверенно ездить по грязи, снегу или скалам.
Важная деталь — коробка передач. Механика предпочтительнее, если уверены в собственных навыках и не хотите зависеть от электроники. Автомат может быть удобнее, но в суровых условиях могут возникать проблемы.
2. Клиренс и ход подвески
Клиренс — это расстояние между нижней точкой машины и поверхностью дороги. Чем выше клиренс, тем легче машина пройдет через ямы, камни и два потока грязи. Считается, что оптимальный клиренс для бездорожья начинается от 20 см, но все зависит от конкретных условий.
Ход подвески — насколько сильно может отрабатывать неровности и амортизировать удары. Чем больше, тем меньше шансов повредить днище машины или отделку. Это бывает решающим раз в сложных местностях, где дороги совсем отсутствуют.
3. Система выхлопа и защита днища
Когда вы пересекаете ручьи или болотистые участки, выхлопная труба с низким расположением легко может оказаться в воде. Это прямой путь к поломке двигателя. Оптимально, если выхлоп и воздухозаборник выше обычных, и есть защита днища в виде металлических пластин.
4. Вес и размеры автомобиля
Иногда хочется большую и тяжелую машину, считая ее надежней. Но чрезмерный вес приводит к тому, что авто «тонет» в рыхлой грязи или песке, его сложнее вытянуть, да и маневренность страдает. Средний вес и адекватные габариты — залог успешного бездорожья и удобства путешествия.
5. Запас топлива и расход
Путешествия по диким местам — это часто дальние дистанции без заправок. Хорошо, если у авто будет большой топливный бак и умеренный расход. Не стоит забывать и про возможность дополнительной установки канистр с бензином или дизелем.
Полезные опции и оборудование для бездорожья
Важно понимать, что само по себе авто не сделает вас мастером бездорожья, но правильное оборудование значительно поможет. Вот список того, что стоит иметь или установить в машине для путешествий по труднодоступным трассам:
- Лебедка — незаменима при застревании в грязи или на склоне.
- Блокировки дифференциалов — как уже говорили, дают максимальное сцепление с поверхностью.
- Дополнительные фонари — для путешествий в темное время суток и плохую погоду.
- Защита картера и бензобака — предохранит самые уязвимые части машины.
- Пневматическая подвеска — регулирует высоту дорожного просвета под условия дороги.
- Запасное колесо с креплением на специальном держателе снаружи.
- Внешние багажники и крепления для снаряжения, палаток, лопат и топоров.
Чего стоит избегать
Может показаться, что любое мощное авто с полным приводом подойдет для путешествий. Но есть ошибки, которые совершают многие новички и это приводит к серьезным проблемам:
- Покупка слишком «перекачанного» автомобиля. Очень дорогие и сложные внедорожники требуют дорогостоящего обслуживания и часто ломаются в неподходящий момент.
- Игнорирование систем безопасности. Наличие ABS, курсовой устойчивости, подушек безопасности — важны не только для городской езды, но и для бездорожья.
- Отсутствие подготовки и обучения. Без навыков управления внедорожником можно не просто сломать машину, но и подставить себя под опасность.
- Пренебрежение регулярным техобслуживанием. Поездки по грязи и сложным трассам быстро изнашивают детали, и без своевременного ремонта можно остаться вдалеке от цивилизации.
Примерное сравнение моделей для бездорожья
Чтобы немного сориентироваться, приведу усредненную сравнительную таблицу трех популярных типов автомобилей, которые выбирают для бездорожья:
Критерий | Легкий внедорожник (кроссовер) | Средний внедорожник | Пикап 4х4 |
---|---|---|---|
Привод | Чаще полный привод, но без блокировок | Полноприводный с возможными блокировками | Полный привод, прочная трансмиссия |
Клиренс | 15-20 см | 20-25 см | 25 см и выше |
Вес | 1600-1900 кг | 2000-2500 кг | 2300-2800 кг |
Грузоподъемность | Средняя | Средняя | Высокая |
Комфорт | Очень высокий | Высокий | Средний |
Маневренность | Высокая | Средняя | Средняя |
Цена | Относительно доступная | Выше средней | Часто дорогой |
Что советуют опытные путешественники?
Если вы новичок в бездорожных путешествиях, не спешите покупать самый дорогой внедорожник. Начните с того, что подходит вашему бюджету и планируемым маршрутам. Постепенно можно будет докупать дополнительное оборудование и улучшать машину.
Главное — обучение. Пройдите курсы вождения по бездорожью или хотя бы потренируйтесь на ровной грунтовке. Научитесь управлять блокировками, правильно использовать лебедку и самостоятельно делать мелкий ремонт.
Советы по подготовке к путешествию
- Проверьте уровень технических жидкостей и запасные детали.
- Запаситесь инструментами и аптечкой.
- Заранее изучите маршрут и погодные условия.
- Общайтесь с другими путешественниками для обмена полезной информацией.
- Не забывайте про безопасное вождение и уважение к природе.
Вывод
Выбор автомобиля для путешествий по бездорожью — это не просто покупка красивой машины. Это тщательный анализ того, где и как вы собираетесь ездить, какие препятствия встречать и какой комфорт или технические возможности вам нужны. Внедорожник должен быть надежным, подготовленным и соответствовать вашим навыкам.
Если вы начнете правильно и с умом, то любые поездки за пределы асфальта принесут удовольствие, незабываемые впечатления и гарантируют безопасность. Помните: машина — это только средство, а настоящий дух приключений создается вами!